Маргерит жерар портрет дамы с кошкой

Триумф кошечки. Картина М. Жерар

Удивительно, но иногда, бывая в картинных галереях, равнодушно или совсем не замечая ничего особенного, скользишь холодным взглядом по известным или неизвестным картинам, и ничто не трогает твоей души, и вдруг… Это необъяснимо! Упавший из букета цветок или грачи на весенних проталинах, мерцание прохладного жемчуга на шее гордой аристократки или тёмный силуэт старинного замка – незначительная деталь, коснувшаяся сердца, — и открывается внутренний взор.

Наверное, и мимо этой картины я проходила не раз – именно проходила, но увидела только теперь.

Знакомьтесь, картина французской художницы Маргерит Жерар «Триумф кошечки» (около 1785 года) — небольшое полотно, написанное в так называемой манере Метсю, голландского живописца 17 века, известного, прежде всего, своими жанровыми композициями. Картина «Триумф кошечки» была передана в Музей на Волхонке из Юсуповского дворца-музея.

Расскажу немного о художнице Маргерит Жерар: вероятно, это имя остаётся для большинства из нас неизвестным, а ведь она была очень успешна и популярна в своё время. Родилась Маргерит в далёком 1761 году в Провансе, в Грассе – столице французской парфюмерии. Рано лишившись матери, в юном возрасте, напутствуемая благословением отца, покидает родной город и отправляется в Париж обучаться живописи в семье старшей сестры Мари-Анны.

Мужем сестры был известный художник Жан Оноре Фрагонар, тот самый талантливый художник своей эпохи, осыпанный милостями королевского двора и обласканный вниманием публики. Сразу же вспоминаются его картины: «Поцелуй украдкой», «Купальщицы», «Объяснение в любви», «Выигранный поцелуй». Напрасно было бы искать в его работах философской глубины и богатства духовных оттенков, но художник пленяет свежестью и чистотой чувства, упоением красотой жизни. Фрагонару покровительствовала сама мадам Помпадур, которая кроме шампанского, трюфелей и шоколада, конечно же, обожала себя и старалась запечатлеть свой прекрасный облик на полотнах. Художник со всей куртуазностью умел угодить знаменитой фаворитке Людовика ХIV.

Читайте также:  Как определить маленького котенка кот это или кошка

Когда Маргерит приехала в Париж, она поселилась в Лувре – там Франонару выделили мастерскую, а его семье — квартиру. Маргерит была одарённой ученицей, отличалась трудолюбием и усидчивостью, однако её способности были несравнимы с мощью таланта учителя.

Вскоре по Парижу поползли слухи о романе между учителем и его протеже. Так утверждали злые языки, но сама Маргерит всегда отрицала приписываемую ей любовную связь, хотя живописец действительно был влюблён в Маргерит…

Карьера М.Жерар развивалась стремительно, и вскоре она стала одной из ведущих художниц Франции. В её живописных работах преобладала тема радостей спокойной семейной жизни и счастливого материнства. Эти семейные сценки художница наблюдала со стороны – сама Маргерит никогда не была замужем и детей не имела.

Для её работ характерно внимание к деталям и тщательность исполнения. Помимо живописных работ и гравюр, Маргерит выполнила ряд иллюстраций к роману Шодерло де Лакло «Опасные связи» — лучшему роману 18 века о нравах французской аристократии. В некоторых работах просматривается сдержанный, едва уловимый эротизм: он проявляется в повороте головы, в жестах персонажей, во взгляде – видимо, это влияние талантливого Фрагонара.

После Великой французской революции женщины получили право выставлять свои картины в художественных галереях, и Маргерит воспользовалась этой возможностью: на протяжении двадцати пяти лет она активно участвовала в выставках. В 1801 году Маргерит получила специальную награду, которую вручали талантливым художникам, а три года спустя — золотую медаль из рук самого Наполеона, который по достоинству оценил её прекрасные картины.

В Лувре Маргерит проживала в течение долгих тридцати лет. Там она имела возможность познакомиться с творениями блестящих мастеров прошлого и современности – в те времена Лувр был не просто королевской резиденцией, но и настоящим городом мастеров. Творческое наследие М.Жерар насчитывает более трехсот картин, которые находятся в лучших музеях мира.

Нередко домашние питомцы, особенно кошки, становились персонажами картин художницы. И какими персонажами! Главными! Вот вам пример – «Триумф кошечки». В центре картины — хотела сказать: молодая девушка с кошкой на руках, но это не совсем так. Правильнее будет: в центре – белая кошка, которая на руках молодой девушки. Видите, фигура девушки немного отклонена влево, уступая главную середину домашней любимице.

Правая рука девушки не просто поддерживает кошку, но нежно и крепко прижимает сокровище к сердцу – кошку она держит на левой руке. Задний план картины выдержан в тёмных тонах: мрачная зелень тяжёлой портьеры слева и коричневато-синие драпировки едва просматриваемой перспективы – ничто не отвлекает от созерцания главной героини – белой кошки, которая, как царская особа выбрала себе подножием два цвета: красный и белый. Именно так одета девушка: красный жакет, отороченный белым мехом, и белая атласная юбка со множеством складок.

Такая палитра выбрана неслучайно: как известно, оттенки красного символизируют принадлежность к королевскому роду, и тут вспоминается Тэффи: «…ты в рубище нищей рабыни мой царственный пурпур узнай…». А символическое значение белого цвета очень необычное: это духовность, нематериальный мир, добро и чистота. Белый цвет – это абсолютная свобода! Ведь не зря же сама кошка тоже белого цвета!

Она покоится на руках девушки, удобно подвернув лапки, и смотрит прямо на зрителя умудрённым, немного печальным взглядом, не замечая, как к ногам хозяйки (или может быть, всё же к ней?!) подобострастно припала какая-то маленькая собачонка. Нет, кошка никого не презирает – и собачонка-то тоже беленькая, видимо, дальняя родня, — но у каждого в этой жизни своё место. Кошка знает об этом всегда, знает также и о своём невероятном обаянии, которое иначе, как колдовским, и не назовёшь, поэтому может позволить себе иногда и капризы.

Вот и теперь ради неё, белой кошки, оставлены все занятия, увлекавшие девушку: остывает на столике кофе, на кресло небрежно брошена одежда, папка с рисунками и веер, в соседнем помещении, отгороженном портьерой, стоит ненужная виолончель… И обратите внимание, неспроста весь перечисленный антураж находится на уровне, который гораздо ниже уровня, занимаемого кошкой!

Сцена, запечатленная на картине, и есть подлинный триумф кошачьего превосходства — благородного, спокойного, без эффектов, и от этого особенно притягательного. Браво, белая кошечка!

Ни в коей мере не претендую на роль искусствоведа, но уверена, что Маргерит Жерар была бы полностью согласна со мною, потому что настоящую любовь не могут скрыть ни века, ни пространства. И правильно сказал известный поэт, тоже кстати, любитель кошек: «… нет, не скрыть нам, что мы влюблены…»

Источник

femart

Женское творчество

Откроем дверь в мир, созданный женщинами

Маргерит Жерар (1761-1837)

Еще одна французская художница 18-го века.
Как же их было много, и как мало мы о них знаем!

В своих картинах она изображала повседневность, любила рисовать кошек и мледенцев, за это Вики ее презирает, как Вики часто поступает по отношению к женщинам-художницам, понятное дело — повседневность, материнство и котики — это низкие, презренные темы, не что лежащих голых теток рисовать, вот это высокое искусство.

«Содержание для своих картин, пользовавшихся большим успехом в конце XVIII и в начале XIX веков, она почерпнула из семейной жизни среднего и высшего классов французского общества. Её картины лишены оригинальности, нередко сентиментально слащавы и отличаются тщательностью исполнения, впадающего в сухость и прилизанность; но за ними нельзя не признать достоинств рисунка, лепки и даже искреннего чувства. В Эрмитаже имеются две её картины: «Материнское счастье» и «Художница, пишущая портрет музыкантши».»

В общем, факт: ее картины пользовались большим успехом у современников.
Интерпретация составителей канона из белых и бородатых мужчин — не дотягивает до канона. Нет бороды потому что. Скажи спасибо, что признали достоинства рисунка и ДАЖЕ искреннее чувство, ну чтобы погладить по головке после оскорблений. Потому что мы же не дискриминируем женщин, женщины просто объективно хуже, ага.

Из другого источника, более доброжелательного, чем Википедия:

«В 16 лет Маргерит Жерар покинула родной город Грасс и отправилась в Париж. Там она успешно начала карьеру под руководством своего земляка и родственника Оноре Фрагонара (мужа ее сестры). Аромат родного города в прямом и переносном смысле повлияли на творчество обоих: Грасс — столица французской парфюмерии, и семьи Фрагонар и Жерар из поколения в поколение передавали секреты восхитительных запахов. А те, кто решил стать художником, казалось, стремились наполнить свои работы солнечным светом юга и создать для каждой картины неповторимый аромат.

Маргерит работала в самых разных жанрах и техниках, но постепенно она приходит к «своей» теме — теме семейной жизни и уюта, созданного руками женщины. Несмотря на очевидную тягу к теме домашнего очага, Маргерит Жерар сумела найти свое место в художественной жизни революционной Франции и времен Бонапарта. Ей удавалось сочетать свой интерес к «дамской» теме с реалиями времени, о чем свидетельствует полотно 1808 года «Милосердие Наполеона». Единственный жанр, к которому она редко обращалась, был портрет, хотя именно в этой области преуспели многие именитые художницы того времени.»

Вот вам «Обед кошки», а под катом будет много картин, с прекрасными названиями, например «Спи, мой ребенок» или «Триумф кошечки». Интересен портрет писательницы Мадам де Сталь с дочерью:

Источник

ngasanova

Вспомнить, подумать.

Кошки в искусстве

Французская художница, ученица Фрагонара

Дюмон, Франсуа (1751–1831) Miniature portrait of Marguerite Gérard, 32 years old,
миниатюра на слоновой кости, 1793, Собрание Уоллеса, Лондон

Везде сообщается такой факт её биографии, что она ученица Фрагонара – это как бы характеризует её
творчество. Кто такой Фрагонар Оноре? Во первых муж её старшей сестры, знаменитый французский
живописец и гравер, работающий в стиле рококо. Он взялся обучать провинциальную 16-летнюю способную
девочку то ли по просьбе жены, может покоренный её талантам, а может и по другим причинам, но
главное, что создал из неё неплохого художника

Жан Оноре Фрагонар Автопортрет (ок. 1760-1770)

Фрагонару были свойственны манерность, пленяющая зрителей, умно изображенная композиция, грациозность
рисунка, изящность и деликатность колоритных тонов, плавность и сочность письма и вообще большой вкус
исполнения.

Этому всему он постарался научить свою ученицу. Конечно, не всё удалось, оригинальности в рисунке,
присущего Фрагонару она не достигла, зато изобилие слащавости и сентиментальности наличествует.
Но нельзя не признать тщательность рисунка и искреннее чувство. Писала она в основном о семейной
жизни среднего и высшего классов французского общества.

Маргерит Жерар активно участвует в выставках, получает награды (в том числе и золотую медаль из рук
императора Наполеона), становится модной и широко известной художницей.

Но мы должны признать, что коты, которых она ввела во французские семьи, уже не такие злые и
самостоятельные, а милые и очаровашки, ведут себя как положено в приличном обществе.

Маргерит Жерар (1761-1837) Портрет дамы с котом Частная коллекция

Маргерит Жерар Завтрак кота Музей Фрагонара, Грасс, Франция

Маргерит Жерар. Триумф кошечки. Около 1785

Joseph Wright of Derby

Джозеф Райт специально кошек не рисовал.
Он в свои картины ввел сцены тени и света от источника света.

Джозеф Райт из Дерби (1734 — 1797) Автопортрет -1780
Йельский центр британского искусства, Нью — Хейвен, Коннектикут

Как-то , отправившись в Неаполь, он стал свидетелем извержения Везувия. Это зрелище так глубоко
потрясло его, что он из портретиста решил превратиться в индустриального художника, с философским
уклоном, в получил известность своими экспериментами по написанию множества картин, изображающих
драматический эффект борьбы огня и тьмы.

Джозеф Райт Извержение Везувия (1774)

В середине лета 1766 года английский художник Джозеф Райт представил картину

«Философ, объясняющий модель Солнечной системы, в которой лампа замещает Солнце».
Музей и художественная галерея Дерби, Великобритания

Свет исходит от лампы, которая замещает в модели Солнце. Лица взрослых людей, окружающих модель,
высвечены в разной мере и соответствуют основным фазам Луны – от Новолуния, когда нам виден
только тонкий освещенный ободок, до Полнолуния, с такими промежуточными фазами, как полумесяц
и ущербная Луна.

Вот так произведение 1766 года объединило дух века и просвещения.

Конечно картина с кошкой – это просто один из экспериментов над тем, как изобразить в живописи сцену,
освещенную свечой и показать игру света и тени. Но появилась и кошка, и две девочки, которые наряжают её.

Джозеф Райт из Дерби Две девочки и котенок 1768-70 Частная коллекция

До конца жизни Джозеф Райт оставался провинциальным художником, однако благодаря его оригинальной
манере, сочетающей элементы готики и неоклассицизма, его интересу к научным исследованиям и к
современной литературе, он стал одним из предшественников романтического искусства.

Источник

Кошки и младенцы на картинах Маргерит Жерар поддерживают и успокаивают душу

В трудные времена каждый по-своему себя ведёт. Одни кричат, нападают, обвиняют. Другие призывают и изобличают. Все могут быть правы по-своему. А есть спокойные тихие люди, которые пишут хорошее. Говорят доброе. Даже слащавое, как некоторым кажется. И этим тоже помогают жить. Жить, дышать, любить…

Видите, на картине под текстом дама с котом? Она мне очень понравилась.

В руке у дамы кренделёк; то ли печеньице, то ли колбаска для кота. А кот совершенно человеческими глазами смотрит загадочно. Наивная картина. Так сейчас некоторые художники специально рисуют, в таком стиле — это модно. Но картине двести с лишним лет.

Это картина художницы Маргерит Жерар. О ней мало знают; да и что знать-то особо? Была младшим ребёнком из семерых, прожила всю жизнь в семье сестры, помогала ей по хозяйству и с детьми. И писала картины. Которые назвали «прилизанными и сентиментальными».

Замуж не вышла, детей не имела. Из интересного — только сплетня, что Маргерит состояла в связи с мужем сестры. Но даже эта пикантная сплетня не подтвердилась. Неинтересная жизнь. Сентиментальные картины с детьми и кошками.

А вы картины посмотрите — рекомендую. Там малыши с мамами, тихие семейные радости, объятия и нежность. Ребёнок учится ходить в потешной клетке из прутьев — вместо наших «ходунков»; мама укачивает младенца, дитя обнимает мать.

Дама держит на руках кошку, кошка размером с даму почти. И между ними полное понимание и любовь. Кто-то кого-то кормит, обнимает, гладит, укачивает, целует, кто-то кем-то любуется… Именно — тихие радости.

А в это время корзина у гильотины наполнялась отрубленными головами и революция тонула в крови. В это время палач насобирал полный сундук золота. Тюрьмы были переполнены и брат доносил на брата. Кто мог — бежал. Кто не мог — стоял в очереди на плаху. А потом пришёл Наполеон и принялся завоевывать мир. Что творилось в стране — трудно представить. Хаос, страх, ненависть, казни…

А Маргерит Жерар писала свои картины. Прилизанные и сентиментальные. Про тихие радости мирной жизни; кошки и дети. Дети и матери. Отцы и младенцы. Дом и семья. Вот это важно. И это должно остаться на полотнах. Мир и простые радости, они важнее войн и революций.

Она так и прожила свою жизнь — без каких-то ярких событий и без детей. Так распорядилась судьба. Но картины ее остались — разве они не хороши? Мир и семья, дети и кошки — это так наивно и сентиментально. По сравнению с войнами и революциями. Как-то прилизанно, как-то по-стародевически слащаво.

Вы так не думаете? И я тоже так не думаю. Каждый борется за мир доступными ему средствами.

Источник

Оцените статью